Статьи

    Основные понятия Айкидо

    Основные понятия Айкидо

    (из «словаря боевых искусств» Луи Фредерика, Париж, 1988)

    Ай. «Любовь, гармония». Фундаментальное понятие всех боевых искусств. С философской точки зрения, это глубинная сущность всех людей и самой природы. Это жизненная сила, управляющая Вселенной и поддерживающая ее гармонию. Она всегда действует по кругу и никогда – по прямой линии. В этом контексте Аи невозможно отделить от идеи Ки, или «всемирного дыхания». В более широком смысле означает симпатию, взаимопонимание, которое объединяет людей и позволяет им понимать друг друга даже без слов, посредством йоми, или «чтения мыслей друг друга». Это взаимопонимание позволяет каждому человеку принимать других как они есть и быть открытым для них. В самом широком смысле — любовь между всеми живыми существами.

    «Союз, единение». Когда один или более индивидуумов оказываются в ситуации конфликта или противостояния, они находятся в гармонии. Символ союза противоположных энергий. Ки. «Энергия». Концепция Ки — одна из важнейших в японской философии. Она непосредственно касается повседневной жизни каждого из нас, поскольку Ки как раз и есть та энергия, которая делает жизнь жизнью. В китайской философии эта энергия известна как ци, а ее «обиталищем» является точка Даньтянъ, расположенная у людей ниже пупка. Идею жизненной силы можно встретить и в индийской философии (прана), а в иудео-христианской традиции ей родственно понятие души. Но, в то время как китайская и японская концепции очень близки друг к другу, вопрос о тождественности их Ки и Ци прете и душе остается открытым.

    Поскольку понятие Ки лежит у истоков всей японской культуры, оно, естественно, является фундаментальным и для всех японских боевых искусств (бу-дзюцу и бу-до). Природа этой всемирной и фундаментальной энергии такова, что она проникает повсюду, объединяя все материальные (воплощенные) проявления Абсолюта, как видимые, так и невидимые. Это созидательная энергия, божественное «дыхание» в каждом существе, которое проявляется как активное внимание, концентрация, ментальная сила и может, как утверждают некоторые авторы, «проецироваться» за пределы физического тела. М. Рандом пишет: «Энергия мысли, или «сознательная энергия», производит вибрирующее поле, действующее алхимически — в том смысле, что оно «кристаллизирует», или проявляет, определенные тонкие качества, которые присущи самому этому полю». Поэтому «извлекать кислород из воздуха — это спонтанный акт, но привлечение определенной формы внимания ума этому акту означает, что внимание более интенсивно потенциализирует молекулы воздуха, придавая им иное качество. Это на самом деле «искусство Дыхания»». Итак, Ки является результатом потенциала универсальных энергий. Использовать силу Ки каждый может положительным или отрицательным способом: как она проявляется, зависит от самого человека. В наши дни говорят, что у человека слабая или сильная Ки (соответственно йоваки или цуёки), имея в виду, что у него слабая или сильная личность. Объединение Ки в Хаара, физическом и психологическом центре индивидуума, – это то же самое, что концентрация субъективной формы этой универсальной энергии в самом человеке. Результатом такой концентрации бывает как накопление большой физической силы (а также силы воли, силы характера и т. п.), так и способность моментально высвобождать ее в больших количествах. Что бы ни думала по этому поводу наука, Ки является для каждого японца повседневной реальностью. Ки используется в первую очередь для достижения превосходных результатов в самых разных сферах жизни, в частности – в сфере боевых искусств.

    Айки. «Встреча Ки». Безмятежное состояние ума бойца, при котором вся его сила собрана в Хара. Для этого его ум должен быть совершенно свободен от намерения причинить кому-либо вред и оставаться бдительным. Это статический аспект айки. Динамический аспект может проявиться вовне, а может и не проявиться. Это то, что дает вам силу для морального или духовного одоления противника без применения оружия. Это психологическое состояние описывается словами «победить, не нанеся ни одного удара». Наконец, айки – это «форма поведения или состояние бытия, являющееся результатом соединения в отдельном человеке всего того, что составляет его жизненную силу» (Андре Протен, «Айкидо: боевое искусство и другой способ бытия», 1970).

    До. «Путь». Духовная дисциплина, которой следуют приверженцы религий или искусств, в том числе боевых. Понятие До является неотъемлемой частью будо, и без него последнее превращается в простое собрание технических приемов боя (дзюцу). До – это «китаизированное» чтение соответствующего иероглифа (кит. Дао), чисто японское же его чтение – Мити: Это понятие подразумевает множественность способов бытия и поведения, целью которых является достижение конечной цели человечества: гармонической интеграции с законами Вселенной. Дао китайцев и Марга индийцев – это моральные, этические и эстетические концепции, которые ведут ищущего человека к безмятежности ума, абсолютной уравновешенности. Такое состояние имеет первостепенное значение для Пути, будь то в практике боевых искусств (будо) или других дисциплин. Однако японская концепция До несколько отличается от китайской тем, что не имеет никаких религиозных и мистических ассоциаций (Очевидно, имеется в виду то, что в Китае понятие Дао тесно связано, с одной стороны, с магией и колдовством, а с другой стороны – с организованной религией).

    Это всего лишь «путь», по которому идут те, кто действительно хочет жить жизнью свободного человека, со всеми трудностями, которые из этого вытекают. В этом смысле японцы больше похожи на древних греков, которые были убеждены: чтобы достичь полноты себя, прежде всего надо познать себя и при помощи ума усмирить свои реакции и эмоции. Именно До, т. е. Путь, приводит к «свету», к пробуждению истинной природы «я» – природы, тождественной природе Вселенной. Итак, Путь — это постоянный поиск самосовершенствования, который должен привести индивидуума к совершенному союзу (аи) с самим собой и с окружающим миром. До – это, фактически, своего рода религиозное воспитание, единственная цель которого – духовная гармония со всеми существами и взаимное согласие между «я» и всемирной энергией. Поэтому не удивительно, что философия До стала неотделима от философии дзэн, представляя собой «активный» аспект последнего. До – это символ Мудрости, отличающейся от простого знания, хотя и не исключающей его, ибо «верить и действовать суть одно и то же»

    Айки-до. Аи: союз, гармония; Ки: жизненная сила, энергия; до: путь. (Путь гармонии [или единства] с всемирной энергией.) Боевое искусство (будо), развивающееся с 1931 г., когда Уэсиба Морихэй (1881-1969) создал свой первый додзё – Кобукай – и начал преподавать в нем свои техники и философию. Ассоциация Айки-до (Ай-ки-кай) была основана 9 февраля 1948 г. Таким образом, это современная форма будо, приспособленная для нашей эпохи. Помимо приемов самообороны, Уэсиба разработал целый «способ жизни», основанный на идее айки. С ранней юности и очень усердно Уэсиба Морихэй изучал техники дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в стиле дайто-рю. Обнаружив, что все эти техники чересчур окрашены воинственной философией, он задумал уникальную, чисто «оборонительную» систему. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих. В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не приняты методы «рукопашного боя» – наоборот, целью является избежать близкого контакта с потенциальным нападающим. Из техник старых дзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решительность ума (кимэ) – по его суждению, это были единственные техники, подходящие для эффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженного нападения.

    Эти техники позволяют свести к нулю силу нападения – не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, движений тела (таи-сабаки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против него же самого. Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое было бы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в те времена японский национализм был на подъеме и всем иностранным влияниям давался отпор), свободным от «китайских техник» (кэмпо). Его также вдохновляли старые приемы боя на мечах (которые он выполнял без оружия как такового). Таким образом, айки-до стало искусством боя без оружия, которое можно было применять с равным успехом и против вооруженного противника. Уэсиба был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его техники вдохновлялись чувством гармонии и любви ко всем людям; сам он определял свое искусство как «путь любви к человечеству». В своей жизни он воплотил идеал древних японских мастеров меча: «Куацу дзин кэн», что можно перевести как «возвращать людей к жизни посредством меча» или «заставить человека понять сущность его истинной природы, отрезав все, что в нем есть плохого». Для Уэсибы «плохим» было все, что противоречило понятию-аи: ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мысли, следовало заменить «мечом ума» — столь же эффективным, но не таким смертоносным.

    В своем айки-до он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием (Ки) и телом (таи) в сочетании с природой; но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом (син) и нравственностью (ри); все это и было для него сущностью До, то есть пути самосовершенствования.

    Согласно Уэсибе, только тот, кто полностью воплотил в себе это интуитивное восприятие гармонии всего во Вселенной и отмечен чистой любовью ко всем созданиям, может войти в высшее состояние за пределами страха, лености и гордыни и стать поистине «свободным». Уэсиба мечтал о том, чтобы айки-до стало школой самосовершенствования, новой религией, основанной на знании тела и ума, в которой ритуалы были бы заменены «смягчением» первого и очищением второго.

    Ведь только ум, свободный от материальных желаний, находящийся в совершенном покое, способен предвидеть движения противника и достигать непрерывного состояния интуиции и бдительности (сэн-но сэн).

    Все упражнения айки-до должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости и гармонии с окружающим миром. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Танден). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого — в вашей Харе.

    Вот почему айки-до — это, «в сущности, подготовка состояния, в котором между вами и космосом существуют особые отношения, позволяющие вам самовыражаться в движении. В этом движении нет агрессии, но, прежде всего, союз и гармония между двумя партнерами» (М. Рандом). Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айки-до делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза).

    В айки-до существует более семисот движений, относящихся к этим двум вадза, причем все они в той или иной степени являются производными от основных ката (форм), состоящих из освобождения от захвата (тэ-ходоки.), бросания противника на землю путем давления на его конечности (рофусэ) и обездвиживания его путем давления на суставы (кансэцу-гаэси). В айки-до эти три движения являются основой всех приемов самозащиты.

    Некоторые историки боевых искусств производят айки-до от наставлений, которые давались самураям в эпоху Камакура (1185-1333). Эти фундаментальные учения были кодифицированы Мина-мото-но Йосимицу (1045-1127), знаменитым воином той эпохи.

    Члены семьи Такэда из клана Айдзу усовершенствовали эти методы боя (в те времена называвшиеся айки-дзюцу) и установили жизненно важные точки человеческого тела (кюсё), которые должны быть подвергнуты удару (атзми), чтобы противник оказался в вашей власти. Диапазон техник айки-до завершается этими методами поражения слабых точек на теле противника (атэми-вадза) и использования тэ-гатаны или сютю (руки-меча). К этим фундаментальным техникам были добавлены методы выведения противника из равновесия с использованием приемов кансэцу-вадза, основанных на скручивании суставов конечностей, и методы его обездвиживания (осаэ-вадза) и, в случае необходимости, удушения (симэ-вадза).

    В полный тренировочный курс айки-до иногда входят также приемы работы с короткой, средней и длинной палкой (соответственно дзё, тамбо и бо).

    К основным «школам» айкидо относятся: Айкикай Со Хомбу (техники Уэсибы и его учеников), Йосинкан (техники мастера Сиоды), Йосэйкаи мастера Мотидзуки, Кориндо, Дайто и Такэда-рю. В токийском Кодокаие (всемирная штаб-квартира дзюдо) также есть секция айки-до.

    Возврат к списку